Приветствую Вас Гість | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Жовтень 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Погода у Веселому

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 65

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0

    История нашей школы


       Неутомимо движется вперед время, постоянно все изменяя, рождая новое и бросая в Лету неповторимые образы жизни. Но если человек не безразличен к ним и нити его памяти удерживают прошлое, то взамен он получает сокровища мыслей и чувств ,которые помогают ему лучше жить и подниматься все выше в своём развитии, в познании мира. Человек, чуждый к прошлому,- «невежда»,- скажет А.Пушкин. «Любовь живится памятью», повторит ему Горький.

       В 1893 году на подворье богатого веселовского землевладельца Чубука и в основном на его средства была построена четырехклассная земская школа № 2(земская № 1 была открыта раньше и находилась в центре волостного села, в теперешнем здании инфекционного отделения рай-больницы).

       В народе школа называлась именем ее благодетеля «Чубуковой».Этому названию способствовала и выложенная из камня на фронтоне здания фамилия ее основателя «Чубук 1893 г.»

       По месту расположения школа относилась к приходу «украинской церкви» (раздел Веселого на два прихода в соответствии с «русской» и «украинской» церковью проходил по теперешней улице Советской). 2-3 раза в неделю из «украинской» церкви приезжал в карете священник, который преподавал в школе Закон Божий. Oн был очень авторитетным, влиятельным лицом, и от его воли часто зависела судьба учеников и учителей. Так, старожил Чернобай Н. Й. вспоминает, что был изгнан священником из школы со 2-го класса за то, что в церкви дернул за косу девочку, и она закричала. Больше его в школу не приняли, как ни упрашивали родители священника.
       Уроки в школе начинались чтением молитвы. Поощрением за хорошую работу для ученика было поручение читать в церкви псалмы, чем очень гордились родители.
       При помощи церкви учеников воспитывали в благонравии, послушании, уважительном отношении к старшим, милосердии, прилежании в учёбе и труде. Так, на Похвальном листе, которым награждались ученики за отличную учебу и благонравное поведение, были красочно оформлены высказывания из Священного Писания, в духе которого воспитывали учеников: «Чадо, заступи в старости отца своего и не оскверни его в жизни его», «Сын премудр веселит отца своего, сын же безумен - печаль матери», «Делом и словом чти отца твоего и матерь», «Перед лицом старшего встань».
       Кроме Закона Божьего, основными предметами в школе были русская словесность, математика, география. По этим предметам в 4-м классе ученики держали экзамен, который проводился одновременно по всем названным предметам в присутствии комиссии из двух священников, инспектора, учителей.
       Старожилы Веселого, обучавшиеся в школе Чубука, с благодарностью вспоминают учителей дореволюционного времени: Пожидаевых Марию Николаевну и Николая Евсеевича, который не только обучал детей грамоте, но хорошо играл на скрипке, учил пению и организовал детский хор, Копорова Фрола Леонтьевича, семью Шишкиных. Все они отличались высокой культурой, глубокими знаниями, уважительным отношением к учащимся.
       С установлением в Веселом в 1918 году Советской власти начались преобразования в поселке. Коснулись они и школы. По воспоминаниям старожила Лихачева И. С. С классов земской № 2 убирались портреты царя, духовных просветителей даже Кутузова и Суворова. Выставленные на школьный двор они служили теперь баловникам мишенью для попадания камнями.
       Школа была не только отделена от церкви, но призвана властью воспитывать учеников в духе воинствующего атеизма, беспредельной преданности делу революции. И все же большинство учителей продолжали лучшие традиции старой школы: давали глубокие знания и воспитывали ребят на основе непреходящих нравственных ценностей. Жажда новой жизни, знаний звала в школу и взрослое неграмотное население. Повсеместно открываются школы-ликбезы, и одна из первых при школе Чубука.

     

       Образование в 1923 году Веселовского района Мелитопольского округа способствовало дальнейшему развитию села и народного образования. Через год школа № 2 стала семилетней трудовой. В школе ширится пионерское движение с его положительными и отрицательными сторонами. Как вспоминает одна из первых пионерских вожатых Стеценко Вера Петровна, вместе со взрослыми пионеры принимали участие в ликвидации неграмотности. Помогали в подписке на газеты, выступали с концертами. Спортивными программами среди тружеников Весёлого. Особенно популярны были физкультурные выступления.
       Пионерская дружина на протяжении многих лет была лучшей в районе. Памятным событием школы была переписка с известным писателем, автором популярного романа «Как закалялась сталь» Н. Островским.

       Подвижниками народного образования в 20-30 годы были директора семилетней второй Каталаев Николай Иванович, Кутищев Даниил Федорович, Синенко Николай Яковлевич, учителя Кийко В.П., Нестеровская Д.П., Жук И.И. По отзывам их учеников, это были настоящие светочи культуры на селе. Они не только несли знания, но были организаторами и активными участниками культурно-просветительной работы среди учеников и взрослого населения. Народные хоры, спектакли, лучшим организатором которых был директор начальной школы Козаченко В .Ф. при участии учителей Нестеровской Д.П., Воблого А. В., Жука Н.И., Щербины М.П., всегда пользовались успехом.
       Вместе с тем школа продолжала испытывать большие трудности. Материальная база была бедной, не хватало тетрадей, карандашей, писали часто чернилами, сделанными из ягод бузины. Редкостью были портфели, и книги ученики носили в сумках, сшитых из полотна. Одевались бедно, многие дети в школу ходили босыми.
       Знала школа и голодомор 1933 года. От голода умирали и взрослые, и дети. В многодетной семье Жариковых в 33-м году умерли мать и трое детей. Андрей, Михаил и Владимир – ученики второй семилетней.

       В 1938 году школа стала средней общеобразовательной № 2. В этом же году было построено новое одноэтажное здание- основной корпус школы до 1977 года. Над входными дверьми школы висел портрет Сталина, украшенный красными флажками.

       Первым директором средней школы № 2 был Горбуля Иван Михайлович, сменивший Синенко Н.Я. Вместе с ним работал замечательный коллектив учителей, чьи имена вызывают у выпускников чувство признательности, уважения, любви. Это учителя математики и физики Коваленко Иван Евдокимович, Тумбрукаки Захар Алексеевич, Биберов Иван Дмитриевич, учитель биологии Поспелов Николай Иванович, учитель немецкого языка Кремзер Люция Эдуардовна, учительница русского языка и литературы Боянович Ксения Акимовна, учитель истории Белка Николай Филлипович, учительницы начальных классов, Беляева Мария Михайловна, Белоус Мария Яковлевна. Все их знавшие отмечают в них глубокие знания, большой такт, общую культуру, доступность, уважительное отношение к ученикам. Эти качества в наибольшей степени были присущи первому завучу школы, учителю химии Кремзеру Эдмунду Михайловичу, чья судьба сложилась трагически. Перед войной он был несправедливо репрессирован, сослан на Урал, где под Соликамском за колючей проволокой строил военные заводы, приближая победу над фашизмом. Как свидетельствует его товарищ по заключению Пэннер Г.И., отношение к лагерным было издевательское, многие гибли в лесах и болотах, не выдерживая условий заключения.
       Но и там, в жестоких лагерных условиях, Эдмунд Михайлович вел себя с достоинством, не терял облик учителя, чем вызывал почтение даже у своих врагов. И только потому, что в войну не хватало учителей, его направили на работу в одну из школ Соликамска, что и спасло его от смерти. До конца своих дней Эдмунд Михайлович оставался Человеком и учителем с большой буквы, о чем свидетельствуют и отзывы знавших его, и благодарственные письма учеников.

       Благодарные личные качества учителей прорастали в характерах их воспитанников первых трех предвоенных выпусков, которые стали гордостью школы. Вот имена некоторых из них: Чернов Евгений Иванович- героический участник Великой Отечественной войны, ученый, преподаватель Запорожского университета, Беляева Галина Афанасьевна- учительница, погибла во время фашистской оккупации, Демидков Григорий Иванович- генерал-майор, прославленный защитник в Великую Отечественную, Кабанцов В.И., Шеховцов И.В., Голтвяник К.И., Башук Ф.А.- руководящие работники народного хозяйства, Калугина В.П.- директор СШ № 2, учитель русского языка и литературы, Мороз А.И., Биберова Р.П., Сайгак П.Т., Бобылева А.С., Дык А.К., Огурцова В.И., Щеблыкина П.С.- лучшие учителя района.
       Большим испытанием для первых выпускников и их учителей стала Великая Отечественная война. 18 сентября 1941 года Веселое было занято фашистами. 746 дней продолжалась оккупация. 4600 жителей района ушли на фронт, 2600 из них не вернулись домой. И среди отдавших жизнь за Родину первый директор СШ № 2 Горбуля Иван Михайлович, учителя Тумбрукаки З.А., Коваленко И.Е., Беляева Г.А., Кремзер Л.Э., их бывшие ученики воинов Яков, Сопин Виктор, Гук Василий, Жерябин Николай, Беляева Галина, Ольшанский.
       Три военных года молчал школьный звонок. Некоторое время в классах располагался немецкий военный госпиталь, а отступая, фашисты оставили школу жалким, полуразрушенным зданием.
       26 октября 1943 года поселок Веселое был освобожден от фашистской оккупации. Школа оживала. Самоотверженно трудились на ее востановлении те, кому выпало учиться или работать в ней в то тяжелое послевоенное время. О состоянии школы 1943 года свидетельствует докладная записка Запорожскому облисполкому от председателя исполкома Веселовского районного Совета Сорокоуса: «Веселовский район имеет возможность приступить к народному образованию детей…. Отремонтировано (по району) парт 147, столов 44, досок 14, стульев 29. Не было тетрадей- писали на газетах. Учительница Бобылева А.С. мастерски делала тетради из старых газет, и ребята писали между газетных строк. Не было стульев, столов, парт- делали сами учителя, ученики, родители. Не было наглядности- делали самодельные пособия. Не хватало учительских кадров- посылали на шестимесячные педагогические курсы лучших выпускников (Калугину В.П., Кобылеву А.С., Любенко В.В., Пугачеву Е.Н., Биберову Р.П.).
       Не хватало классных помещений (в старом корпусе школы Чубука располагался детдом, где жили осиротевшие в войну дети)- занятия проходили в одном корпусе в две смены. Так, преодолевая все препятствия, оживала, крепла, ставала впередиидущая среди школ района средняя № 2. И в этом наибольшая заслуга учительского коллектива, возглавляемого директорами послевоенного времени Сусиным Николаем Ванифакьевичем(1943-1944г.) , Юрченко Марией Йосифовной (1945-1950), Куприем Василием Абрамовичем (1950-1952), Сущенко Марией Лукьяновой (1952-1954), Калугиной Верой Петровной (1954-1956,1959-1974), Бевзюком Александром Андреевичем (1958), а также завучами Мальц Н.Н., Кривошеевой В.Н., Дьяченко И.М., Блехеровой С.С., Матвеевой Л.П., Телюпой В.Г.
       Высокому уровню учебно-воспитательной работы школы послевоенного времени способствовал и подбор коллектива учителей, в котором в благородных порывах соединялись воедино оставшиеся опытные довоенные кадры (Биберов И.Д., Беляева М.М., Кийко В.П., Белка Н.Ф., и учителя-фронтовики, испытанные трудностями войны Любенко В.В., Бевзюк А.А., Дьяченко И.М., Гонзулев Н.М., Шевцов П.Н., Кашлаков И.А., и молодые учителя), с таким усердием отдающиеся работе, что вскоре, выйдя из-под крыла старших коллег-наставников, сами стали ассами среди учителей айрана (Гонтаренко К.Г., Мальц Н.Н., Нестеренко Т.Д., Хаджанова Н.А., Бережная Л.А., Тарасова Л.А., Кузьминова А.С., Матвеева Л.П., Романцова Л.И., Литвинова И.А., Ковбаса Е.К., Биберова Р.П., Божко М.Н., Павленко Т.Ф., Ханович Б.А.).
       Воистину, это был коллектив, зажигающий факела в душах учеников. Допоздна работали кружки «Умелые руки» руководитель Бевзюк А.А., технического творчества и рисования (руков. Матвеев С.Д.), фотолюбителей (руков. Дьяченко И.М.), шли репетиции первого в районе школьного оркестра (руков. Черных Г.И). Свидетельствует первый послевоенный комсорг школы Холодный В.: « В те времена процветал наш местный школьный патриотизм. Мы очень любили свою школу…Весной 1946 года мы с Поповым Г. И. учительницей Кривошеевой В.Н. ездили на лошадях в Мелитополь за саженцами, а назад возвращались пешком. Это было нелегко, но мы очень хотели, чтобы наша школа имела свой сад, и мы его посадили и вырастили.
       Для нашего драмкружка не хватало литературы, тогда я сам написал пьесу «Земляки». Она получилась удачной, и мы ее поставили у себя в школе, в клубах колхозов, на сцене Дома культуры. С энтузиазмом работали с ребятами и первые послевоенные пионерские вожатые Дмитриева Е., Стеценко Н. Благодаря им пионерская дружина школы(первым начальником штаба был Сорокопуд А.) была лучшей в районе и области. 19 ноября 1943 года дружине было присвоено имя Зои Космодемьянской.

       Вспоминает бывшая пионерская вожатая Стеценко Надежда Антоновна: «В совете дружины были замечательные ребята Санина Л., Ведмедская М., Кузьминов В., Литвинова Г. Все они работали с огоньком, сами не сидели и другим не давали. А отрядные вожатые Щеблыкина В., Антонова Т., Патока В., Куделина В. Так любили работу с младшими ребятами, что впоследствии стали педагогами». Лучшие традиции пионерского движения первого послевоенного десятилетия продолжались впоследствии новой сменой, в чем была немалая заслуга вожатых Грибко Л., Малышко О., Дубич Л., Емельцева Л., Хребор Л.
       Хорошими людьми, личностями, первоклассными специалистами стало большинство выпускников первого послевоенного десятилетия. Среди них Лауреат Государственной премии Черницкий А., ученый-преподаватель ХАИ Божко В.П., доктор технических наук(г.Челябинск), Холодный В.А., Сорокопуд А.Н.- Лауреат Государственной премии СССР, главный конструктор завода «Электроприбор» (г. Запорожье).

       Воистину, это был коллектив, зажигающий факела в душах учеников. Допоздна работали кружки «Умелые руки» (руководитель Бевзюк А. А.), технического творчества и рисования руков. Матвеев С. Д.), фотолюбителей (руков. Дьяченко У. М.), шли репетиции первого в района школьного оркестра (руков. Черных Г. И.). Свидетельствует первый послевоенный ; комсорг школы Холодный В.: «В те времена процветал наш местный школьный патриотизм. Мы очень любили свою школу... Весной 1946 года мы с Поповым Г. и учительницей Кривошеевой В. Н. ездили на лошадях в Мелитополь за саженками, а назад возвращались пешком, Это было н: легко, номы очень хотели, чтобы наша школа имела свой сад, и мы его по¬садили и вырастили.
       Для нашего драмкружка не хватало литературы, тогда я ; сам написал пьесу «Земляки». Она получилась удачной, и мы ее поставили у себя в школе, в клубах колхозов, на сцене До¬ма культуры». С энтузиазмом работали с ребятами и первые послевоенные пионерские вожатые Дмитриева Е., Стеценко Н. Благодаря им пионерская дружина школы (первым начальником штаба был Сорокопуд А.) была лучшей в районе и области. 19 ноября 1943 года дружине было присвоено имя Зои Космодемьянской.
       Вспоминает бывшая пионерская вожатая Стеценко Надежда Антоновна: «В совете дружины были замечательные ребята Санина Д., Чернова В., Свидерский Ф., Козюра Н., Корвегина Н., Ведмедская М., Кузьминой В.. Литвинова Г. Все они работали с огоньком, сами не сидели и другим не да¬вали. А отрядные вожатые Щеблыкина В., Антонова Т., Пато¬ка В., Куделина В. так полюбили работу с младшими ребята- ми, что впоследствии стали педагогами».
       Лучшие традиции пионерского движения первого послевоенного десятилетия продолжались впоследствии новой сменой, в чем была немалая заслуга вожатых Грибко Л., Малышко О., Дубич Л., Ельцев Л., Хребор Л.
      Хорошими людьми, личностями, первоклассными специалистами стало большинство выпускников первого послевоенного десятилетия" Среди них Лауреат Государственной премии: Черницкий А., ученый-преподаватель ХАИ Божко В.П., доктор технических наук (г. Челябинск). Холодный В.А. Скород А. Н. — Лауреат Государственной премии СССР, глав¬ный конструктор з-да «Электроприбор » (г. Запорожье).
       Учителя Посметная В.П., Тишакова П.Т., Фуртат В.Н., Санина Л.Н., Сличный А.П. Не перечислить гордость школы – выпускников послевоенных лет.

       В 1969 году был построен новый 2-этажный корпус школы па 320 человек (директор Калугина В. П.). Это дало возмож¬ность проводить занятия в одну смену.

       С переходом в новый корпус связаны первые годы работы в школе многих учителей, большинство из которых работает и сейчас (Маслюк Г. И., Костенко О. И., Бурая Р. Н., супруги Приварник В. Л. и Приварник Л. Л., Гонзулева В. Г., Шеховцова Г. В., Крохмальная И. И., Кожевникова В. А., Лобода С. Л., Данильченко Г. И., Бородина Р. Н., Бурлака Е. Е., Аки¬мова Л. И., Фисун Л. С., Левченко 3. С., Кройтар М. Д., Самойлович Н. И., Никифоренко А. В.) и уходом на заслуженный пенсионный отдых большой части ста¬рой учительской гвардии (Гонтаренко К. Г.. Калугина В. П., Любенко В. В., Бобылева А. С., Башук М. С., Сущенко М. Л., Биберов И. Д., Сурнов А. Я., Беляева М. М.).
       Руководство школой возглавляли директора Калугина В. П., Ефимов О. В., завучи Лобода В. А., Нестеренко Г. Д., Хадкава Н. А.
      С 1970 года в школе начала вводиться кабинетная система обучения. Не покладая рук работали учителя над созданием кабинетов, изготовлением раздаточного материала. Первыми образцовыми кабинетами в районе признаны кабинет биологии (учитель Лобода С. Л.), кабинет украинского языка и литературы.
      В историческую память школы вошло открытие школьного музея, посвященного освободителям Веселого, «Боевая-315», созданного энтузиазмом учительницы — ветерана Великой Отечественной войны Любенко Веры Васильевны. Музей стал центром военно-патриотического воспитания учащихся, высо¬кий уровень которого поддерживал также военрук Нсвоструев М. В., а впоследствии Хливецкий В. П. Благодаря им многие выпускники избрали военные профессии (Раченко А., Кузьминой С., Бандура Н., Матвеев Ю., Рубель Н., Нестеренко В., Ратников С.).
       С приходом в школу учителя физкультуры Михальчука А. Д. оживляется спортивная работа. Полюбившиеся ученикам «Веселые старты», которые станут традицией в школе, Дни здоровья, спортивные соревнования, в которых рождались лучшие спортсмены школы, района, области, — результат работы учителя-энтузиаста. Спортивной гордостью школы стали Карнаухов В., Бовкун Н. (впоследствии учителя физкультуры своей школы), Шаповалов Л., Беликов Ю., Геращенко Г.
       С неизменным успехом выступали на районных смотрах художественной самодеятельности ученический и учительский коллективы школы, в чем большая заслуга учителей музыки и пения Бубнова Л. Н., Сличного А. П., Джуржия А. П. Под их благотворным влиянием выпускники школы связали свою профессию с музыкальным искусством, стали организаторами художественной самодеятельности района (Бочаров В. П., братья Мамонтовы, сестры Поддубные, Ковалев В. П.).
       Памятным было празднование в 1972 г. 50-летия со дня образования СССР, которое проходило в школе под идеей патриотического и интернационального воспитания учащихся. Каждый класс готовил материал по определенной республике, оформлял в альбом, представлял на торжественном сборе от¬ряда. Шились национальные костюмы народов СССР, в которых выступали на концертах, шли на первомайской и октябрьской демонстрациях. Красочно, оригинально оформлена школьная колонна на демонстрациях на протяжении многих лет отмечалась Как лучшая.
       Широкого размаха получили в то время Коммунистические субботники. Начинались они утром в школе митингом, при флагах, лозунгах, торжественных речах. Получив задание, весь коллектив школы расходился по объектам работы. Трудились с энтузиазмом: по благоустройству школы, поселка, в колхозах и совхозах района. «Молнии» сообщали о больших успехах, победителях в соревновании. Вообще, звание «Победитель социалистического соревнования» было очень распространенной формой поощрения за добросовестный труд.
       Но в 60—70 годы все острее чувствовались в советском обществе негативные проявления, порожденные командно-административной системой, которые сказывались и в школе. Она все больше политизировалась, отрывалась от жизни. В 1969 году райком партии взял на себя право аттестовать учителей, поставив их этим в унизительное положение. Длинной очередью стояли они под дверью партийного кабинета, в волнении ожидая, о каких политических событиях их спросят, утвердят ли в должности учителя. Неявка ученика на демонстрацию грозила ему двойкой по поведению. Работа учителя предопределялась строгими рамками программ, методики, инструкций, указаний свыше, требовалась уйма бумажных ответов, планов, много времени отнимали политзанятия. Рамки, в которых ставился учитель, рождали на практике догматизм, формализм, так вредившие делу образования и воспитания. Не случайно именно в это время уходит со школы (по выслуге лет) один из лучших учителей Биберов И. Д.
       Но в условиях застойного времени школа не растеряла главных ориентиров, искала истинные пути и добивалась успехов. Большинство учеников получали глубокие знания, уходили во взрослую жизнь хорошими людьми, становились ведущими специалистами. В 1976 году комсорг школы Анна Радченко стала победительницей областного конкурса на лучшее сочинение, за что была награждена фотоаппаратом и грамотой. Учительница русского языка и литературы Гонтаренко К.Г., чей опыт был лучшим в районе и области, была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Свой высокий профессиональный уровень подтвердили многие учителя, с которых в 1976 г. началась в школе первая аттестация (Гонтаренко К. Г., Шмыголь М. Ф., Лобода С. Л.). Школа становилась свого рода кузницей руководящих кадров района (Телюпа В. Г. — заведующий РОМО, Нестеренко Т, Д. — инспектор РОНО, Демидчснко Л. В. — директор СШ № 1, награжденная орденом «Знак Почета», Чмиль Н. Я. — директор, а впоследствии завуч СШ № 1, Марченко И. Н. — организатор воспитательной работы СШ № 1, Шляхов А. Куковинец И. — возглавляли райком комсомола, Ефимов О. В.— заведующий РОНО, Мальц H. Н. — первая зав. методкабинетом PÖHO).
       Даже снижение в обществе престижности профессии учите¬ля не повлияло на выбор выпускников — многие ставали учителями, возвращались в родную школу и поныне работают в ней (Жукова В. В., Новгородцева И. Г., Карнаухов В. H., Чернов В. H., Акимова Н. А., Григоренко И. Г., Щеблыкина Л. В., Борщевская О. В., Мироненко И. И., Нестеренко О. В., Маляренко Т. А., Тарасова Е. А., Дубич Л. К., Стойчева О. С., Шевченко E. H., Ларионова Т. А., Мариненко Г. П., Дашкевич М. И., Станчевская Л. В., Бевзенко Е. М., Гудков М. Г., Коваль В. С.).

       Уже не вмещают учеников классы школы, снова пришлось переходить на двухсменное обучение, и в 1977 году на месте старой школы Чубука, мастерской и общежития был построен тр. 3-х этажный корпус на 720 человек.
       И снова, как и прежде, самоотверженно трудились учителя над оформлением новой школы, созданием кабинетов, совершенствованием учебно-воспитательного процесса. В соревновании между школами района средняя школа № 2 почти еже¬годно занимала первое место.

       Руководство школой осуществляли в последовательности директора Ефимов О. В., Панасюк Н. В., Чернова В.Я, завучи Нестеренко Т. Д., Нестерюк Н.А., Приварник В.Л., Скрипник 3.Н., Маслюк Г. И., Демидченко Л. В., Кривко И. А. Большая заслуга в успехах школы учителей старого поколения, которые продолжали работать в школе: Нестеренко Т.Д., Нестерюк Н.А., Тарасовой Л.А., Бевзюка А.А., Бережной Л.А., Кузьминовой А.С., Матвеевой Л.П., Лободы С.Л., Беднарской Е.И., Кожевниковой В.А., Шевцова П.Н., Бобылевой А.С., Петриенко А.И., Лободы В.А., Шмыголя М.Ф. Но передав опыт молодым, они почти одновременно ушли на заслуженный отдых, хотя периодически при нехватке учителей работали в школе.

       В учительский коллектив вливались новые силы, продолжающие и создающие новые традиции школы: Солапанов И.Д., Фодорченко Е.П., Беднарская Е.И., Ковалева Д.Н., Посметная А. В., Вольных О. А., Ивченко Е. С., Тригуб Л. И., супруги Кривко Н. И. и Кривко И. А., Можная В. Г., Микуляк В. М., Сущенко Л. М., Артеменко Е. И., Мищенко Л. Н., Шеховцова Л. В., Медянкина Г. М.,'Соболь С. М., Яцкив О. Н., Нежурко Л. Н., Митина Е. Н., Ярмак О. А., Волкова Л. Е., Звягинцева Л. Л., Мандрыка Н. Н., Малевана Л. В., Крохмальный Р. В., Карнаухов А. А., Маршалко Т. Д., а также названные учителя — выпускники школы.
         В стремлении продолжать традиции патриотического воспитания, увековечить память об освободителях Веселого в Новой школе оформляется зал Боевой славы с музеем «Боевая-815». Штаб музея, возглавляемый Любенко В. В., проводит огромную работу среди учащихся школы: организует походы по местам боев, принимает гостей — ветеранов, ведет пере¬писку с ветеранами, оказывает помощь престарелым.
        Уходит в забвение и масса различных добровольных обществ (Педагогическое общество, общество любителей книг, общество противоалкогольной пропаганды, общество охраны природы, общество охраны памятников культуры, общество Красного Креста и Полумесяца, ДОСААФ и др.), работа которых ограничивалась в основном сбором взносов и раздачей марок об уплате.
      Время настоятельно требовало перемен и в обществе, и в народном образовании. Учителя запоем читали «Аргументы и факты», «Литературную газету», «Учительскую газету», «Комсомольскую правду», больше других вскрывавшие язвы наше¬го общества, бьющие набат за преобразование. Много говори¬лось о готовящейся школьной реформе, веря в которую, коллектив учителей выработал свои предложения и послал в Министерство образования Украины. Идея школьной реформы, не осуществившись, обернулась политикой перестройки общества. В стране начались глобальные исторические изменения, отодвинувшие на время школьные проблемы. Но жизнь настоятельно вторглась в школу, внося свои коррективы. Теряет прежнее влияние партийная, комсомольская, пионерская организации (последний парторг школы Кривко И. А., комсорг — Ковалева Н., председатель совета дружины — Мезенцева Е„ пионервожатая — Хребор Л. И.). Все политизированные формы работы уходят в прошлое. Пионерская, комсомольская атрибутика, знамя школы с символами СССР передаются на сохранение, как свидетельство прошлого, в музей школы, большую работу по созданию которого проделали ученики 11-А класса (1991 г.).
       Стремясь отвечать запросам времени, школа настойчиво ищет пути обновления. Если в предыдущие годы главной ее задачей было формирование человека марксистско-ленинской идеологии, послушного воли партии, то теперь весь ход мирового процесса убеждает в необходимости ломки старого в школе. В условиях национально-культурного возрождения и образования Украинского государства от школы требуется воспитание людей неординарных, творчески мыслящих, способных брать на себя ответственность. И поэтому с 1989 года педколлектив СШ № 2 поставил стратегическую задачу формирование творческой личности, соблюдающей нормы человеческой морали. Базовой стала теория развивающего обучения, направлена на развитие детей, способных влиять на окружающий мир. В связи с этим приоритетом в методике ста¬ли организация творческой деятельности учащихся, эвристические, проблемные методы и формы обучения, парной, груп¬повой работы (учителя Посметная А. В., Бурая Р. Н., Нежурко Л. Н., Данильченко Г. И.). Широкое распространение получила методика преподавания крупным блоком (первым ее применил Панасюк Н. В.), межпредметные уроки (первыми провели Тригуб Л. И., Лобода С. Л.), межвозрастной урок (Демидченко Л. В., Заулина А. И.).
       С 1989 года в школе началась дифференциация в системе обучения. Открываются прогимназические классы, куда отбираются способные учащиеся с параллельных классов (5-А кл.). Последним достижением дифференциации в обучении явилась победа ученика прогимназийного 7-А класса Козюры И. на областной олимпиаде по математике.
        Идея формирования творческой личности начала осуществляться в школе и во внеклассной работе через систему КТД (коллективы творческих дел). С 1986 года КТД стают традиционными. Особой популярностью пользуются КТД «Первый шаг к Нобелевской премии», «Утренняя звезда», брейн-ринги. Победители-классы и отдельные учащиеся поощряются ценными подарками, стипендиями, туристическими путевками. Так, за победу в КТД учащиеся 11-А и 11 -Б кл. (1991г.) награждались бесплатной поездкой на Рождественские празд¬ники в г. Тернополь. Возвратившись, они поставили на сцене впервые в истории школы рождественский вертеп. Неоднократные победители брейн-рингов учащиеся 10-А кл. (1992 г.) получили подарок — экскурсии в г. Киев и Львов.
       В юбилейном году школы в КТД «Первый шаг к Нобелевской премии» приняло участие более 600 учеников. Победителями стали: Щерба А. (11-А) за работу «Использование ЭВМ при решении задач по молекулярной биологии», Квятковская П. (11-А кл.) за исследование на тему: «Генная инженерия», Иванов А. (10-А кл.) за главы из своего романа «Битва при Крессе», Юзьвяк И. (11-А кл.) за статью «Биля моя — Веселе», Тесленко С. (11-А кл.), Войтенко А. (5-А кл.), Козюра И. (7-А кл.) за поэтические пробы, Саварец В. (11-А кл.) за синтезирование аспирина, Филатов А. (7-Г кл.) за составление кроссвордов.

       Ежегодно в высшие учебные заведения страны поступает большая часть выпускников СШ № 2, подтверждая уровень знаний, полученных в школе на вступительных экзаменах, в частности, во многих престижных вузах. Продолжают успеш­но учебу в Будапештской сельскохозяйственной академии Савченко А., в Московском техническом университете имени Баумана Гунбин В., в Московском университете па факультету журналистики Роговая Н.

       В преддверии 100-летнего юбилея школа осуществляет экс­перимент с обучением одаренных детей. В творческих коман­дировках в лучшие лицеи, гимназии Киева, Харькова, Запо­рожья, Стрыя побывало уже много учителей, собирая крупи­цы опыта для создания в Веселом на базе СШ № 2 гимназии.

       С 1991 года школа работает на доверии РОНО, являясь центром передового опыта в районе.

       Так движется вперед и выше в своем развитии Веселовская средняя школа № 2. Ее лицо — выпускники. Не перечесть ее взрослых детей и в родном поселке, и по всей стране. Своим честным трудом, успехами, красотой своей личности они приумножают честь родной школы.

       «Наш школьный патриотизм был настолько высок, что мы ради родной школы готовы были на многие лишения, лишь бы сделать для нее что-то полезное», — пишет своем письме школе выпускник первых послевоенных лет, ныне главный инженер Челябинского металлургического завода Холодный В. А. «Школа вторая, школа родная, с юбилеем тебя позд­равляю», — вторит ему в своем стихотворении ученик 7-Г клас­са 1993 года Губа Т. И в этом единстве чувств детей школы разных, поколений и история, и залог ее будущих высших достижений.